Что привезла лошадка?

(профилактика наркомании в школах)

Владимир Кукк ,
врач-психиатр, психолог, общественный деятель

О ДУШЕ

Что отличает дерево от бревна? Дерево живое, бревно - нет. Тело - дом, в котором живет душа. Тело превращается в нечто иное, когда его покидает душа. А что такое душа? Душа, дух и наше тело - это дом нашего “я”, наше “я” – это эмоции, чувства, желания, интеллект, мысли, принципы, характер. Душа - это не метафизическое понятие, а многомерное, многообразное и непостижимое нечто, великое и бесконечное, это космос внутри нас.
В эпоху освоения космоса ученые серьезно обсуждают проекты очистки околоземного космического пространства. Уже есть проблема - космический мусор. А как на счет экологии души? А загрязнения человеческих душ злобой, ложью, глупыми и невежественными мыслями, человеконенавистничеством?
Вот уже более 27 лет я работаю врачом-психиатром, практикующим психологом и тысячу раз соглашаюсь с Ж. Ламметри, высказавшим в "Трактате о душе" такую мысль: "Вся цель и вся тайна врачебного искусства сводится к тому, чтобы возбудить в мозгу более сильное представление, которое уничтожило бы нелепую идею".
Сегодняшнее время требует нового понимания опасности наркомании.
Специалистам предупредительных программ, направленных против распространения наркомании в школах и других образовательных учреждениях, давно понятно, что разовые, устрашающие акции пользы не приносят. Профилактика нужна там, где детские души чисты и невинны, то есть ее нужно начинать с первого класса, а когда приходят с такой акцией в первый раз в 6-й или 7-й класс, то приходят фактически в группы риска, к этому времени сознание учеников бывает искажено ложными сведениями о наркотиках настолько, что впору начинать экстренную психологическую помощь, а пяти-шести ученикам нужна уже и наркологическая.
Приведу такой пример: в течение 2001 - 2002 годов в школах Нарвы, Кохтла-Ярве, Таллина для 7 - 9 классов проводилась психологическая игра "Кораблекрушение". Каждой команде, состоящей из 5 - 6 человек, было предложено выбрать название. Всего в игре участвовало 132 команды, и характерно, что почти 18% участников выбрали "наркоориентированные" названия, а именно - "Анашисты" - 4,"Каннабис"-10, "Канапи"-3, "Травка"-2, "Шприц"-1, "Бурики"-1, "Шишки"-1.
Это косвенно подтверждает то, что в сознании подростков преобладает интерес к психоактивным веществам одурманивающего действия, много ложной информации о "романтизме" употребления наркотиков.

А КАК В ЕВРОПЕ?

В странах Европейского Союза накоплен огромный опыт профилактической работы против распространения наркотиков в школьной среде. Вместо нудных дидактических уроков проводятся интересные игровые занятия в рамках государственной программы "Формирование жизненных навыков". Для этого подготовлены школьные специалисты, изданы прекрасные современные учебники по превенции.
В 2001 - 2002 годах я побывал в Польше, Германии, Люксембурге, Франции, Бельгии, Нидерландах, Австрии, Италии, где изучал богатый европейский опыт по данной теме. У нас в Эстонии в этом отношении - целина непаханная. Действительно, задолго до того как перед юным человеком впервые встанет выбор - попробовать наркотик или отказаться, у подростка уже сформировано либо благожелательное отношение - "а почему бы и не попробовать?", либо размытое – аморфное отношение. На первой чаше весов любопытство, интерес, молодежная мода, способ самоутверждения, способ принятия, признания компанией сверстников. И самое главное – стремление подростка быть как все. И скорей всего эта чаша перевесит, проба состоится. Первая доза принята, будет и вторая и третья. Наркоощущения захватывают, "кайф" по своей интенсивности превышает обычные тысячекратно.

У какой-то части подростков, однако, отношение к наркотикам будет негативным (отрицательные примеры из жизни, трагические случаи с кем-то из друзей и другое).

ПРОНАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАПРОГРАММИРОВАННОСТЬ

Формирование определенного отношения к наркотикам начинается с самого раннего детства и состоит из тысячи эпизодов, смысловых единиц либо со знаком плюс (доброжелательное отношение), либо со знаком минус (негативное отношение), либо нейтральных (неопределенное отношение). Смысловые единицы суммируются и способны образовать пронаркотическую запрограммированность сознания уже к 10 - 11 годам, такой подросток рано или поздно будет пробовать наркотики, подчиняясь своей программе. Все зависит от близкого окружения и психотравмирующих ситуаций.
Как формируется пронаркотическая запрограммированность? Под влиянием внешних воздействий: слова и дела сверстников и старших ребят, друзей, знакомых, подражание своим кумирам от рок-поп-рэп-культуры, фильмы, песни с текстами явно рекламирующего содержания (песня Кинчева "В городе праздник, привезла лошадка детям кокаина") или двусмысленностями (песня группы "Сплин" "Феллини-герой на героине"), психоделическая музыка, активное завлечение ребят наркодиллерами в школах и на дискотеках. В мозгу у подростков формируются пронаркотические программы поведения, допускающие возможность попробовать тот или иной наркотик.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЭННА ПАРВЕ

Я участвовал в эксперименте Энна Парве с информационно-энергетическим фантомом "Стена" (1989). Эксперимент проходил в одной и той же комнате и фиксировался на видео. Никто не знал заранее, какое задание будет выполнять, а также никто не знал, что будет происходить в первой части эксперимента и что во второй. Это все равно, как задание "вслепую": "Ребята, взлетаем на самолете в неизвестном направлении, а задание получите во время полета". Так получилось и в этом эксперименте.

В первой части эксперимента доброволец в состоянии гипноза строил стенку из воображаемых кирпичей с помощью воображаемого цементного раствора (испытуемому внушалось с помощью гипноза, что он строит стенку). Испытуемый действительно строил стенку, выкладывал кирпичи, скреплял их раствором. Разумеется, реально ни раствора, ни кирпичей не было. Когда "работа" была завершена, доброволец получил задание ощупать "стенку" и это было выполнено. Затем доброволец был выведен из состояния гипноза. Какую работу он выполнял, и какие задания ему пришлось выполнять, доброволец не помнил, поскольку состояние гипноза было глубоким. Эта часть эксперимента была зафиксирована на видео. После этого испытуемый и человек, проводивший гипноз покинули комнату через запасной вход с той целью, чтобы участники второй части эксперимента их не видели.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА ЭННА ПАРВЕ

Во второй части эксперимента другой доброволец в той же комнате в состоянии гипноза (меня пригласили участвовать в эксперименте, чтобы я погрузил добровольца в состояние гипноза, что я и сделал) получил задание пройти через всю комнату и доброволец успешно это проделал. Испытуемый получил следующее задание: "найти непреодолимое препятствие и нащупать его руками".
Мало того, что доброволец нашел препятствие в том самом месте, но он и нащупал именно стену (по движениям рук было видно, что испытуемый ощупывает не арматуру, не колючую проволоку и не мешки с песком, а стену). Испытуемому в состоянии гипноза внушались определенные действия: "впереди невидимое препятствие, найти его и нащупать руками, впереди невидимое и непреодолимое препятствие, нащупать руками, попытаться преодолеть его". Сколько доброволец ни пытался преодолеть "стену", он так и не смог это сделать. Так же, как и первый доброволец, второй после выхода из гипноза ничего не помнил. Его гипнотическое состояние соответствовало третьей степени погружения.
Интересно, что этот эстонский ученый еще до проведения эксперимента предполагал и оказался прав: один доброволец в состоянии гипноза построит стенку, другой, также в гипнотическом сне, обнаружит эту стенку в том самом месте. По этой причине ставилось условие: никто не должен заранее знать, какие задания будет выполнять.
Случайная, отрывочная информация о наркотиках, часто с псевдоромантическим налетом, повторенная косвенно во множестве эпизодов триллеров, боевиков, растиражированная во множестве музыкальных клипов молодежной масс-культуры, из этого и складывается пронаркотическая запрограммированность, она и формирует сознание и ориентацию подростков в группе риска. Теперь понятен феномен парадоксальной реакции-проявления искаженности сознания подростков. В таких группах профилактические беседы закономерно будут вызывать болезненный ажиотаж, профилактика нужна с 1 - 2-го класса, а в 5 - 6 классах уже нужны меры освобождения сознания от пронаркотической запрограммированности - другими словами нужны уже реабилитационные программы для групп риска.
Если говорить о профилактике в школах, ребятам нужна правда о страшных последствиях употребления наркотиков, об их коварстве, о том, как тяжело потом избавляться от наркозависимости. Ребятам необходимо помогать сформировать настроенность жить без наркотиков, настроенность на моральные и культурные ценности, творчество, спорт, желание всего добиваться своей головой и своими руками, настроенность на доброту, справедливость, ответственность.
Ребятам нужны навыки общения, навыки выхода из трудных жизненных ситуаций, выхода из конфликтов. Необходимо научить правильному выбору способов самоутверждения и правильному принятию решений. А в трудных ситуациях школьникам нужна информация, где искать помощь, к кому обратиться. Наша школьная превенция похожа на целину, заросшую бурьяном невежества, чертополохом ложных суждений.

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...

В 1989 году в полемике по нашумевшему фильму "Легко ли быть молодым"
Валентин Распутин высказался по поводу молодежных проблем - "... от того, как мы станем к ним относиться, зависит слишком многое в нашем будущем". "Как относились тогда", - выходит плохо. Как относимся сейчас - в десять раз хуже.

Когда Валентин Распутин приезжал в конце октября 2001 года в Таллин на Дни Достоевского, за круглым столом, в кулуарах и в частных беседах писатели, критики, журналисты говорили не только о кризисе в литературе, но и о бездуховности, социальных язвах - молодежной преступности, проституции, наркомании.
"В начале было слово...". Какое оно сейчас, ведь слово отражает экологию души. Какая экология души наркозависимых. Словарь жаргона наркоманов: торчать, кумарить, обдолбаться, ширнуться, разбодяжить, тряхалово, дурь, шала, шмаль... и тому подобное. Душа отравлена, там хозяйничает наркотик - квинтэссенция зла. Даже подросток, ни разу не пробовавший наркотиков, а только начинающий общаться с наркозависимыми, очень быстро начинает использовать словарь наркожаргона. Внешнее влияние наркосреды на мировоззрение молодых подобно ядовитым парам. Одна душа попадает в рабство, следом вторая, третья, из многих других "искалеченных душ" образуется "монстр" - "коллективное наркотическое бессознательное" с множеством мерзких щупалец гигантского спрута. Все начиналось с захвата наркотиком первой нервной клетки, десятой, сотой, тысячной, а далее, как в цепной реакции.

к содержанию