Микола Гнисюк: "Я любитель. Снимаю то, что люблю"

Если бы он не стал фотографом, то, наверное, был бы музыкантом. И, может быть, неплохим, ведь уже в юном возрасте, в семнадцать лет, он играл с Раймондом Паулсом. Блок-флейта и сегодня, порой, звучит в его руках. Но неотъемлемый атрибут его существования, безусловно, фотокамера. Он снимает легко. Как дышит. И не понимает, когда кто-то говорит о муках творчества. Он "свой" в двух мирах - фотографии и кино. Он единственный из фотографов, удостоенный звания заслуженного деятеля искусств России. А Зиновий Гердт называл его не иначе, как народное достояние. Сегодня Микола Гнисюк сам рассказывает о себе.

Я родился в Украине, в живописнейшем месте, называемом Подолье, в крестьянской семье. Жизнь в те годы была очень трудная, и - подвернулся случай - меня отдали на воспитание в армию, в военно-духовой оркестр. Так в 14 лет из деревни, где не было ни света, ни радио, я попал в Ригу. Латвию считаю второй своей родиной.
В оркестре я прослужил пять лет. Окончил Рижское музыкальное училище. Играл на трубе. Но однажды прямо во время игры потерял сознание, и врачи запретили мне играть на трубе. Стал думать, чем заниматься дальше. И - опять случайно - увидел объявление: на Рижскую киностудию требуется проявщик кинопленки.
Проявщиком я проработал недолго, месяцев шесть. Меня приметили и порекомендовали пройти курсы ассистентов кинооператора. Что я и сделал.
Первый фотоаппарат - "Смену" - мне подарила мама, когда я окончил семь классов. Но серьезно я занялся фотографией, именно работая на Рижской киностудии, и решающую роль сыграл в этом знаменитый Гунар Бинде. Под его руководством я работал на съемках фильма "Руки". Три месяца мы путешествовали по бывшему тогда Советскому Союзу - на барже, автомобиле… Киносъемок как таковых было немного, в основном, фотосъемка. Вместе со мной работали трое профессиональных фотографов. И когда съемки закончились, Гунар, просмотрев все фотографии, послал меня за шампанским. Возвращаясь с вином, я прикидывал: у кого день рождения?.. А Гунар, подняв бокал, сказал, что это во мне родился фотограф. Вот с того момента я с фотоаппаратом и не расстаюсь. Без малого сорок лет.
А кино вошло в мою жизнь тоже через объявление. Уже будучи в Москве, в поисках работы, прочел: журнал "Советский экран" объявляет конкурс на замещение вакантной должности фоторепортера. Решил участвовать. И победил.
В журнале "Советский экран" я проработал ровно 25 лет. В день юбилея, вместо поздравления, получил уведомление об увольнении в связи с реорганизацией. Такое было время. Перестройка. Но я благодарен этому журналу, он определил мою судьбу, сделав кино основной темой творчества.
Я работал с такими режиссерами, как Элем Климов, Глеб Панфилов, Никита Михалков, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия… Профессия подарила мне дружбу с Милошем Форманом и Марчелло Мастроянни. Роберт де Ниро открывал мою персональную выставку в Лос-Анджелесе. С Робертом Рэдфордом и его детьми путешествовал по нашей стране в качестве его семейного фотографа. Я был первым советским фотографом, кого пригласила Американская киноакадемия на юбилейную 60-ю церемонию вручения "Оскара". В моем фотоархиве тысячи "звезд", и о каждой фотографии я мог бы рассказать целую историю! Расскажу лишь о двух.

Фото на паспорт

Во время одного из Московских международных кинофестивалей я работал в журнале "Спутник кинофестиваля". Работали допоздна, в три ночи только сдавали материалы… Утром я уехал домой немного поспать. Только переступил порог - звонок. Звонит кто-то из коллег и говорит, что меня вызывают по громкой связи. Звоню в дирекцию фестиваля. Оказывается, нужно срочно снять Джину Лолобриджиду… на паспорт, ей нужна виза в Америку.

В Москву Джина приехала не только как актриса, но и как фотограф. Вечером должно было состояться открытие ее выставки. О том, что она занимается фотографией, мне рассказывал Андрон Кончаловский, даже показывал ее альбом. Интересно, что в своем обличье она снимала только когда делала портреты известных людей. А во время репортажных съемок устраивала настоящий маскарад: надевала очки, огромное пальто - чтобы никто не узнал.
Когда я приехал, она как раз монтировала выставку. Спозировала мне. А зачем так срочно понадобилась виза? Оказывается, на один день на кинофестиваль должна была прилететь Софи Лорен. Джина узнала об этом и решила уехать, они никогда не встречались на фестивалях.

Мрачнелло Настроянни в России

Никита Михалков предложил Марчелло Мастроянни роль в картине "Очи черные". Марчелло согласился и приехал в Москву. Стояли новогодние дни, и в Доме кино был устроен вечер в честь знатного итальянца, со Снегурочкой, Дедом Морозом… Марчелло веселился. А я снимал. Вдруг он обернулся ко мне и почти с ненавистью бросил: "Что ты все снимаешь и снимаешь!.." Я опешил на мгновение. А потом ответил: "А что ты все кривляешься и кривляешься?.. Ты актер, и твоя профессия - кривляться. А я фотограф, и моя профессия - снимать". На том и расстались.

 

Дней пять я снимал его пребывание в Москве и перед поездкой в Питер решил подарить ему несколько снимков… В Питер мы поехали уже друзьями.
Оказывается, никто в мире не доставлял ему столько неприятностей, сколько фотографы, бесцеремонно вторгавшиеся в его личную жизнь. Отсюда и его гневный выпад на новогоднем вечере. Увидев серию сделанных мной снимков, на которых я не подлавливал его, а просто рассказывал о нем, он взял одну из фотографий и вернул мне с автографом: "Миколе, самому интеллигентному фотографу и прекрасному человеку". Я горжусь этими словами. Горжусь дружбой с Марчелло, он всегда мне звонил, когда приезжал в Москву. Я много его снимал. Одну из серий назвал "Мрачнелло Настроянни в России". Жаль, что эту игру слов не смог ему объяснить.

Солидарность с Омаром Хайямом

"Самая интересная поверхность на земле - лицо человека". Сожалею, что это сказал не я, а Омар Хайям. Да, я могу снять (и снимаю) и пейзаж, и репортаж, и зверей, и детей… Но любимый мой жанр - портрет. Только для обложек "Советского экрана" я снял более 400 портретов! Но глядя сегодня на тот или иной снимок, вспомню даже запахи и звуки, сопутствовавшие съемке.
Фото на обложке в то время очень много значило. Это сегодня зачастую просто красивое лицо. А тогда фото на обложке могло решить судьбу. Так, я помог одной известной актрисе в суде отстоять детей, которых при разводе муж собирался у нее отнять. Сделал снимок (и он был опубликован), на котором она с двумя детьми украшают новогоднюю елку. Он и склонил судью на сторону актрисы.
Многие критики, оценивая работу фотографа, рассуждают, насколько точно и глубоко он раскрыл того или иного человека. Я этого не понимаю. Ведь человек - не сундучок, не ларчик… Я в первую очередь стараюсь вызвать у человека доверие. А довериться можно только в общении. Поэтому я никогда не снимаю скрытой камерой, мои герои всегда смотрят в объектив.
И еще. Я заметил: если человек мне не нравится, портрет не получится. Поэтому я стараюсь снимать только тех, кого люблю. Наверное, меня можно назвать любителем. Ну, а если отбросить игру слов, то есть момент, в котором мой профессионализм трещит по швам. Я не смог бы работать в горячих точках: увидев раненого, не стал бы снимать, а побежал ему помогать.
Как существует высокая мода, так есть и высокая фотография. Таких фотографий снимается 2-3 в год. А то и одна. Но именно они позволяют считать фотографию искусством.

к содержанию