В помощь классному руководителю

 

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

У родителей со школой отношения нередко бывают сложные... За десять лет многие так и не могут переступить через страх посещения родительского собрания, "индивидуальной консультации", на которую периодически приглашают учителя... Но любой родитель понимает - разобщенность со школой чревата непривлекательными последствиями для обеих сторон, не говоря о ребенке, который, как и в давние времена, является яблоком раздора этих двух социальных институтов - школы и семьи.
Школа не всегда может удовлетворить все запросы родителей. Понятно также, что условия, которыми она располагает, оставляют желать лучшего, а уровень оплаты труда, существующий сейчас в системе образования, не позволяет родителям настаивать на многих своих требованиях. И все же. . . Если посмотреть на ситуацию по-другому: что зависит от нас, родителей? Как мы строим свои отношения со школой? Не секрет, что школа - это огромный "полигон" для конфликтов, иногда провоцируемых нами, родителями. Изменить устройство школьной системы нам не под силу, но может быть что-то можно изменить в себе?


> Не требуйте от школы больше, чем она может вам дать. Школа - это часть жизни ребенка. У первоклассников - большая, у выпускников - меньшая... Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок жил интересной жизнью и вне школы, тогда возможные школьные неуспехи не будут столь разрушительны для его личности.


> Учителя - как и все люди - разные. Не обобщайте и не переносите свое недовольство на весь коллектив школы. Наверняка среди педагогов есть те, с кем вы вполне найдете общий язык.


> При возникновении неприятной ситуации, связанной с вашим ребенком, помните, пожалуйста, что вы единственный человек, способный оказать ему моральную поддержку при общем "разборе полетов". Ваша задача - в школе прояснить ситуацию. А вот все "меры" лучше принимать дома, после тщательного совместного обсуждения с сыном или дочерью.


> Приходя в школу, обязательно просите вести диалог на основании конкретных фактов, а не личных впечатлений учителей. Впечатления могут быть очень субъективными, не стоит полагаться только на них. Постарайтесь собрать разнообразную информацию о жизни ребенка и анализируйте ее сами.


> Попробуйте также понять не только особенности поведения вашего ребенка в классе (школе), но и общую атмосферу учебного заведения. Любые поступки детей обязательно связаны с социальным контекстом, в котором он развивается. Не торопитесь делать поспешные выводы, не поняв причины его поведения.


> Не принимайте учительскую правоту априори. Естественно, не нужно обсуждать с ребенком только негативные качества (поступки) учителей, попробуйте в каждом явлении находить ту крупицу полезного, которая обязательно присутствует в нем. Учите этому ребенка.


> Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания. По возможности просите классного руководителя сообщить повестку собрания и его продолжительность.


> На самом собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с вашим ребенком, целесообразнее обсудить в индивидуальной беседе с учителем. Однако лучше для такой беседы выбрать специальное время, так как после собрания полноценного разговора может не получиться, какие-то нюансы останутся невыясненными.


> Подумайте, чем вы могли бы помочь школе или конкретному учителю? Не всегда эта помощь должна выражаться в материальной поддержке. Возможно, вы располагаете важной информацией, может быть, у вас есть возможность трудоустроить школьников на лето. Вероятно, вы могли бы дать консультации по вопросам, связанным с вашей профессиональной деятельностью, а может быть, вы в состоянии помочь школе в тиражировании учебных материалов, обеспечении компьютерными программами?


> Ваше участие в жизни школы обязательно окажет благоприятное влияние не только на ребенка, но и на ту образовательную среду, в которой он находится.


> И последнее. Для того, чтобы научить ребенка необходимым социальным навыкам, родители должны не только рассказывать о них взрослеющему человеку, но и демонстрировать их на практике. Подумайте, пожалуйста, какими видятся ребенку ваши деловые и личностные отношения с учителями?

Согласились бы вы, чтобы он строил взаимодействие с другими людьми, воспользовавшись именно вашей моделью? Если да - то вас можно только поздравить. Если нет - у вас еще есть время, чтобы что-то изменить.
На одном из родительских собраний можно познакомить пап и мам с заповедями Януша Корчака о воспитании детей. Хорошо, если есть возможность подготовить их в печатном виде и раздать после обсуждения.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

ПЕДАГОГ И ЕГО "ОБРАЗ"

Бывает так, что вы были бы рады почаще встречаться с родителями. Да только каждый раз, когда думаете о том, чтобы выступить перед большой аудиторией, у вас подкашиваются ноги. Что делать в этом случае? Неплохо бы начать со своего образа.
Вы, наверное, замечали: когда начинаешь говорить перед аудиторией (знакомой или незнакомой), в первые минуты люди вроде бы и не слушают то, что вы говорите. Вас рассматривают, с вами "знакомятся": привыкают к звуку вашего голоса, оглядывают вашу внешность, оценивают манеру поведения и "про себя" стараются сделать выводы относительно черт вашего характера.
Только после того, как личное знакомство-привыкание произошло и вас приняли, в глазах слушателей появляется интерес, некоторые начинают кивать головой в знак согласия, другие что-то записывают, третьи размышляют о своем, четвертые перешептываются между собой, пятые поднимают руки и задают вопросы, шестые...
Но и после того, как визуальное знакомство-привыкание состоялось, слушатели продолжают интересоваться прежде всего вами, педагогом, как человеком, как мужчиной или как женщиной. Информация и знания, которые вы несете в аудиторию, могут быть интересны или не интересны слушателям в зависимости от того, как вы сами, педагог, личностно почувствовали и поняли эти знания. Согласны ли вы сами с той или иной точкой зрения? Имеете ли свой личный опыт, соответствующий теме выступления? Что у вас самого получилось и не получилось в жизни и работе? Где вы радовались и где страдали? Какие у вас, педагога, были ошибки и успехи? Как вы сами переживаете неудачи и горе? И, наконец, вы сами, педагог, благополучны и успешны в жизни и работе?
Людям всегда интересно в первую очередь то, как педагог "строит" себя, свою жизнь и свою работу - можно ли что-то полезное взять для себя, чтобы стать сильнее, успешнее, удачливее и счастливее?
Очевидно, что перед выступлением необходимо не только содержательно подготовиться и справиться со своим сверхволнением, но - главное! - тщательно продумать, какой "ОБРАЗ-СЕБЯ" вы можете и хотите предложить аудитории. Конечно же, разным слушателям психолог старается предлагать разные "ОБРАЗЫ-СЕБЯ": учителям, родителям, младшим школьникам, подросткам и старшеклассникам.
"ОБРАЗ-СЕБЯ" складывается из следующих деталей вашего поведения:
- внешнего вида (одежды, выражения лица, тональности голоса, манеры себя вести);
- демонстрации психолого-педагогической роли перед аудиторией с передачей эмоциональной окраски этой роли;
- основной ценностной направленности выступления (что вас волнует и против чего вы боретесь, например);
- первых фраз-размышлений, с которых вы начинаете свое выступление.
Внешний вид педагога. Как вы одеты и причесаны, какие на вас украшения (если педагог - женщина), использована ли косметика, какие у вас лицо и голос.
Если вы выступаете перед родителями в обычной, государственной школе (детском саду), ваш внешний облик должен быть скромным, но в меру респектабельным. Вы должны продемонстрировать слушателям уверенность спокойного и знающего человека. Говорить следует открыто, с доверием, можно дать понять слушателям, что у вас тоже случаются трудные ситуации по воспитанию собственных детей, с которыми вы, как правило, справляетесь.
Если вы выступаете в элитарной, частной школе перед родителями, для того, чтобы не заслужить снисходительных взглядов женщин из богатых семей, ваша одежда, прическа и косметика "должны соответствовать". Необходимо выглядеть если не дорого, то обязательно элегантно, без излишеств во внешнем образе, демонстрировать спокойное чувство собственного достоинства. В каждом вашем слове и жесте должны сквозить ваша успешность, профессионализм, деловитость, благополучие.

Наталья Марьинских,
г. Тюмень


к содержанию